А можно немного о властелине колец? раз уж называется "книга"....
Когда-то сдуру меня занесло в скандинавскую и индийскую мифологии. Знаю,что это совершенно разные вещи, что меня дернуло, тоже не помню. Но все же какое-то время я штудировала энциклопедию о скандинавских мифах и просто визжала от восторга, когда мама достала Биовульфа и две Эдды. Так вот, в книге Толкиена просматриваются некие параллели,которые меня немного заинтересовали.
Значительное влияние на «Властелин Колец» оказал эпос о рыцарях Круглого Стола. Амплуа Гендальфа «мудрый маг-советник» почти точно соответствует типажу Мерлина. Арагорн — наследник королевского трона, подтверждающий свое право волшебным мечом, исцеляющий наложением рук — весьма близок к королю Артуру Пендрагону. Некоторые также видят в нем аналог Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чье место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве.
Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Однако сам Толкин отрицал связь между произведениями Вагнера и сюжетом «Властелина Колец». Характерным отличием толкиновского сюжета от вагнеровского является то, что, по Толкину, Кольцо уничтожает не герой (у Вагнера — Зигфрид), а маленький хоббит (сказочно-фантастическая версия образа «маленького человека», распространённого в реалистической литературе XIX — XX веков).
Возможно также провести параллель между «Властелином Колец» и «Старшей Эддой», а также Сагой о Вёльсунгах, где присутствует образ проклятого кольца, похищенного у карлика Андвари и приносящего своему обладателю смерть.
К другим параллелям с германо-скандинавской мифологией относится образ сломанного меча, перековываемого заново (одна из базовых сюжетных линий мифа о Сигурде), а также образ девушки-воительницы (у Толкина — Эовин), раненной в бою и погружённой в колдовской сон (образ валькирии Брюнхильд в скандинавской мифологии).
Из остальных, наиболее важных параллелей, можно назвать следующие: обличье мага Гэндальфа, одного из главных героев «Властелина Колец», в основных своих чертах (седая борода, широкополая шляпа и плащ) соответствует обличью скандинавского бога Одина в его ипостаси культурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина — "сеятель раздоров» — представлена в романе образом злого мага Сарумана, а одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси — Грима («Скрытый») носит тайный слуга Сарумана.