Новая жизнь бессмертного народа: эльфы в аниме
Эльфы всегда были любимцами поклонников фантастики. Образ представителей
бессмертной расы трактуется в фэнтези очень по-разному: от прекрасных и суровых воителей “Властелина Колец” до эльфов-варваров Elfquest’а, одного из популярных фэнтезийных комиксов Америки.
Японская анимация славится способностью впитывать мифы, сюжеты и образы других народов и культур, и преобразовывать их в нечто новое: привычный облик наделяется уникальными чертами.
Аниме по сути своей эклектично. Конечно, оно вобрало в себя и эльфов — всех сразу, и по-толкиновски величественных, и по-муркоковски суровых, и по-D&D’шному утилитарных. Получился по-анимешному специфичный вид бессмертного племени. Узнать, как говорят о перворожденных японские аниматоры, можно на примерах известных сериалов...
Основные черты эльфов
Эльфы в аниме — яркий образ. Хоть сериалов и фильмов с их участием немного (куда больше в рисованной манге), но в аниме эльфам отведена вполне определенная роль. Поговорим о традиционных чертах “японских” эльфов.
В первую очередь, это волшебность. Перворожденные пришли из Faerie, мира древней сказки, и напрямую связаны с магией природы. Может показаться неожиданным, но длинные острые ушки эльфов в аниме являются признаком, в первую очередь, принадлежности существа к волшебному миру нелюдей, а вовсе не “хрупкости и изящества”. Присмотритесь, и вы заметите, что длинные острые уши часто есть и у фей, кобольдов, у многих демонов и совершенно разных нечеловеческих существ (“Пикачу-у-у!”) — иногда даже у кряжистых грозных гномов (которые весьма забавно с ними смотрятся). Нельзя сказать, что аниматоры не придают с помощью этих ушек некоторое очарование героям — но отрицательные персонажи с их же помощью становятся особенно неприятны.
Волшебность эльфов, конечно же, находит воплощение в их занятиях. По большей части, это маги или существа, обладающие врожденными магическими способностями. Чаще всего эльфам, в отличие от людей, открыты древние знания и тайны, и этот народ является хранителем мира и согласия.
Основные черты эльфов
Следующей ярко выраженной чертой является расовая харизма — особенная эльфийская красота и изящество. Эльфы в аниме заметно меньше своих классических фэнтезийных собратьев — это хрупкие, похожие на подростков существа, обычно очень миловидные, иногда с еще более громадными и сверкающими глазами, чем у персонажей-людей (если вы можете такое себе представить). В довершение всего, эти очаровательные создания в подавляющем большинстве случаев — женского пола, и являются предметом любви главного героя. Что, несомненно, заставляет зрителя сопереживать этому герою еще искреннее.
Эльфы в аниме, как и в классическом фэнтези, - существа света, - и всегда готовы встать на защиту его идеалов. Впрочем, японцы любит иронизировать над штампами, как их собственными, так и привнесенными из других культур — а потому встречаются и исключения из этого правила, и пародии на него (мы вернемся к этому в рассказе о сериале “Те, кто охотятся на эльфов”). Существуют, конечно, и темные эльфы — отражение RPG’шной традиции драу, но их очень немного.
Наконец, еще одной чертой, свойственной бессмертным, является их отделенность и избранность в сравнении с представителями других рас. Это видно и в классических фэнтезийных аниме, или, например, в космической опере “Звездный герб”. Эльфы — высшие существа, чьи образ и поведение подчеркивают аристократичность расы.
Обратимся к конкретным сериалам, чтобы проиллюстрировать сложившийся анимешный образ эльфа.
“Летопись Лодосских войн” (Record of Lodoss War)
Пожалуй, “Лодосс” — наиболее известный и выдержанный в классических традициях fantasy-сериал из всего аниме этой жанровой тематики. Каноны ролевых игр в нем очень заметны. Это и компания героев, являющихся типичной “партией приключенцев” (заветная формула “маги, жрецы и воины”), и встречающиеся на ее пути монстры (гоблины, например), и знакомые заклинания, и многое другое.
Сюжет сериала тоже вполне уютен для любителя фэнтези: две древние богини света и Тьмы — Марфа и Кардис — сражались друг с другом ожесточенно и яростно, и в результате некогда монолитный континент был разделен на множество осколков, центральным из которых стал проклятый остров Лодосс. Войны на Лодоссе почти без перерыва бушуют множество столетий.
Сериал повествует об очередном витке этой войны, отсюда и название. Как обычно в таких случаях, по воле судьбы в одном месте собираются незнакомые друг с другом существа разных рас, обладающие разными умениями и совершенно по-разному подготовленные — и, побуждаемые отвагой и доблестью, ведут борьбу против сил зла.
По многим косвенным признакам, корни сериала уходят в известный фэнтези-цикл Маргарет Уэйс и Трейси Хикмэн “Сага о Копье” (Dragonlance), многие моменты из которого “Лодосс”, так или иначе, использует.
Главная эльфийка сериала, Дидлит, существо красивое и горделивое, ходит с задранным носиком — как и положено представительнице высшей расы. Вместе с тем, она бывает очень забавной и веселой. Разумеется, девушка владеет магией и сражается с “темными расами” (например, с упомянутыми гоблинами).
Сюжет “Лодосса” создавался изначально для мира настольных игр по системе, подобной D&D, но затем был в значительной степени переработан, и снят как 12 серийный видео-сериал (OAV). Значительно позже, из-за успеха видео, “Лодосс” перенесен на телеэкраны в виде 27-серийного телесериала-продолжения — но, по отзывам большинства поклонников, менее удачно, нежели видео.
Компания Madhous, создавшая сериал, известна, в частности, по “Метрополису”, “Манускрипту ниндзя” и “Сакура”, сериалу “Икс”, “Тригану”, “Perfect Blue”, и “Охотнику на вампиров Ди”. Она по праву считается одним из лучших производителей качественного аниме.
“Те, кто охотятся на эльфов” (Those Who Hunt Elves)
Комический фэнтезийный боевик по жанру, этот веселый сериал 1996 года рассказывает о похождениях трех людей, на свою беду попавших в магический мир. В результате несчастного случая талантливая актриса Айри, грубоватый спецназовец Дзюмпэй и чокнутая на вооружении и боевой технике школьница Рицуко (надо думать, типичная современная японская девочка) проваливаются в чужой мир, причем на танке Т-74, гордости японской военной промышленности, и оказываются в самом сердце эльфийских земель.
Пребывание сих чужеродных объектов оказывает на фэнтези-мир губительное воздействие, а потому эльфы пытаются выдворить незваных гостей обратно. Однако верховная эльфийская жрица Сельсия в результате подначек Дзюмпэя в самый решающий момент обряда теряет над собой контроль, и нужное заклинание оказывается разорванным на клочки, которые падают в пяти разных местах мира... где бы вы думали? Конечно же, на телах прекрасных эльфиек.
Компания во главе с Сельсией бросается в стремительный поход на танке, чтобы собрать растерянные кусочки заклинания и восстановить в мире порядок. Можете себе представить, что из этого получается.
В “Тех, кто охотится...” эльфы представлены в комическом виде с ярко выраженным сексуальным подтекстом, и здесь высмеиваются и пародируются основные штампы описанного нами образа. Слегка надменные, а оттого еще более смешные, подчас истеричные — таковы местные эльфийские красавицы.
Ран, эльфийская принцесса” (Elf Princess Rane)
Данная двухсерийная сказка приведена здесь лишь как пример среднего по всем параметрам аниме, в котором в главных героях фигурирует эльф (вернее, как обычно, эльфийка).
Подруга главного героя, взбалмошная эльфийская принцесса Ран, вместе с ним ищет сокровища — эдакие футуристические приключения “с приветом от Индианы Джонса”. Расовые черты героини идеально соответствуют приведенному выше образу, причем, то, что в “Тех, кто охотится...” высмеяно, здесь выглядит серьезно, а оттого, конечно, местами довольно глупо. Тем не менее, это забавный фильм, который вполне можно посмотреть, чтобы отдохнуть и расслабиться.
“Эльфийская невеста” (Elven Bride)
Как мы уже заметили, эльфы в аниме преимущественно женского пола. Разумеется, это придает анимешному образу эльфов некоторую пикантность. Сексуальный подтекст, присутствующий в аниме-культуре изначально, на развитие темы так и напрашивается — ведь хентай как основной эротический жанр аниме постоянно нуждается в новых образах взамен приевшихся. Конечно, создатели хентая не пропустили и популярных в Японии “длинноухих”.
“Эльфийская невеста” развивает темы любви между эльфами и людьми — но, в отличие от сказе о Берене и Лучиэнь, истории Таниса и Лораны, и другим подобным сюжетам, делает это по-взрослому эротично.
Мастер меча Кенжи влюбляется в девушку-эльфийку Мильфу, и в их отношениях основной проблемой становится отнюдь не расовая предубежденность и прочие привычные вещи — а, простите, разность габаритов. Для преодоления этой эпохальной трудности Кенжи пускается в далекое странствие за волшебным кремом (угадайте для чего), и, в числе прочего, ему предстоит встретиться с королевой гарпий, которая, собственно, этот крем и... производит.
Нельзя сказать, что сей видео-сериал слишком откровенен, но детям его смотреть, конечно, не стоит — и картинки из него мы по понятным причинам здесь не размещаем...
“Звездный герб” (Crest of the Stars)
“Звездный герб” — одна из наиболее популярных анимационных космических опер: уже снято несколько сериалов, подробно рассказывающих историю юноши Джинто и космической эльфийской принцессы Лафиэль.
Вещь эта по многим причинам интересна и, несмотря на фантастичность и соблюдение канонов “космической оперы”, впечатление производит вполне серьезное.
Действие происходит в далеком будущем, когда человеческая раса, активно покоряющая космос, сталкивается с куда более высокоразвитой расой Абх, технически на порядок превосходящей людей. Абх обладают синими волосами, красивыми тонкими чертами, хрупкостью и длинными ушами. Это типичные космические эльфы, но сюжетное обоснование их особенностей техногенное, а не магическое: Абх — это генетически измененные люди.
Такое совмещение одного из основополагающих фэнтезийных архетипов с урбанистической фантастикой дает интересный эффект. Эльфов в сериале оцениваешь несколько по-другому, тем более, что поначалу (во мнении и высказываниях жителей подчинившихся Абх систем) эта раса выглядит агрессивным завоевателем.
Постепенно, однако, все встает на свои места — Джинто, как наследник аристократического рода людей (дарованного Абх его отцу, бывшему губернатору одной из сдавшихся без боя звездных систем), должен пройти обучение в Империи, и его приписывают к другой ученице, Лафиэль, которая принадлежит к высшей эльфийской аристократии. И, проходя обучение на корабле, которым Лафиль командует, Джинто узнает Абх совершенно с другой стороны.
Пожалуй, “Звездный герб” — это единственное аниме, в котором мир эльфов, их менталитет, отношение к другим расам прописаны достаточно глубоко и хорошо. Многое в сериале отводится под общение героя с космическими эльфами, и постепенно образ их полностью вырисовывается. Здесь, пожалуй, как нигде в аниме, эльфы являются именно высокой расой.
Итак, эльфам в аниме чаще всего им отводится место подруги главного героя, иногда могущественного советчика или врага. Тем не менее, во многих аниме возникают существа, похожие на эльфов или что-то позаимствовавшие из их образа. А потому можно утверждать, что влияние перворожденных на фэнтезийный жанр аниме-культуры не так уж мало.
Конечно, в нашей краткой экскурсии мы познакомились лишь с некоторыми аниме, в которых действуют эльфы, и многое осталось за кадром. Кроме того, куда в большей степени, чем в анимации, перворожденные и их разновидности присутствуют в культуре манги, а потому влияние образа этой расы на любые анимешные произведения в жанре фэнтези и в будущем останется достаточно велико.
Но, думается, по-настоящему интересное анимешное произведение, в котором эльфы будут не просто данью сложившемуся образу, а по-новому живой и своеобразной расой, у создателей аниме еще впереди.